Мосты Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург не случайно нередко называют «Северной Венецией», ведь он второй в мире после своего итальянского «тезки» город, который настолько богат мостами. В Петербурге 342 моста, и если вытянуть их все в одну линию, то их общая протяженность составит примерно 11 километров. Почти каждому из мостов нашлось место в городском фольклоре, при этом одни мосты «помнят» о реальных событиях, другие являются декорацией вымышленных историй.

Поцелуев мост Санкт-Петербург
Поцелуев мост Санкт-Петербург

Больше всего мифов сложено о мосте Петербурга, носящем самое романтическое название – Поцелуевом. Так, по одной из легенд, в те времена, когда граница города проходила по Мойке, он служил местом прощаний и тайных встреч молодежи города и пригородов. По другой – рядом с мостом находилась тюрьма, и он был местом последнего прощания арестантов с родными. Еще якобы существовал обычай проходя по мосту целоваться с проезжающими и проходящими. Или молодожены, проезжающие по этому мосту, должны были начинать целоваться при въезде на мост, а заканчивать – при съезде с моста. И чем дольше продолжался поцелуй, тем крепче становился их союз. Но все эти легенды были лишь попыткой мифологизации довольно прозаического происхождения названия одного из первых чугунных мостов города который стал зваться Поцелуевым по имени купца Поцелуева, некогда владевшего расположенным неподалеку трактиром «Поцелуй». Но это не помешало увековечить этот мост и в словах известной песни: «Все мосты разводятся, а Поцелуев, извините, нет».

Благовещенский мост (Лейтенанта Шмидта)
Благовещенский мост (Лейтенанта Шмидта)

Хотя из песни слова не выкинешь, на самом же деле – в Петербурге разводится всего 21 мост, и самым старым из них является мост Лейтенанта Шмидта (Благовещенский). Это был первый постоянный металлический мост через реку Неву, открытый еще в 1850 году. Его строили по проекту инженера С.В. Кербедза и архитектора А.П. Брюллова, по рисунку которого отливались сохранившиеся до наших дней решетки. По легенде, Николай I распорядился повышать Кербедза в звании за каждый построенный пролет. Узнав об этом, инженер переработал свой проект и увеличил в нем количество пролетов. Его хитрость вполне удалась – начав строительство в чине капитана, он его закончил генералом.

Троицкий мост
Троицкий мост

Еще один постоянный металлический мост через Неву – Троицкий. Он отмечает свой столетний юбилей в один день с юбилеем Петербурга. Его торжественное открытие состоялось в мае 1903 года. Этот мост мог бы быть «родственником» самой известной достопримечательности Парижа – Эйфелевой башни, ведь первоначально городская управа приобрела проекты моста инженера А.Г. Эйфеля, создателя знаменитой башни, но они не были использованы при строительстве. А еще – по его оси проходит Пулковский меридиан, который отстоит на 30°19´ к востоку от нулевого Гринвичского меридиана, относительно которого ведется отсчет географических долгот на Земле. Празднование дня рождения города и Троицкого моста приходится на самое красивое и необычное время года в Петербурге – на знаменитые белые ночи. Именно тогда город кажется наиболее загадочным и мистическим, и в то же время – одноцветно приглушенно-серым.

Видимо, чтобы разнообразить палитру городских красок, еще в XVIII в. через Мойку были перекинуты 4 «цветных моста», сначала деревянные, а затем чугунные – Певческий (Желтый), около Капеллы; Зеленый (Полицейский), в створе Невского проспекта; Красный,  на Гороховой улице и Синий, являющийся частью Исаакиевской площади. Свои названия они получили по цветам красок, в которые были окрашены. При возведении Певческого (Желтого) моста строители столкнулись с неожиданной проблемой. Петербуржцы похищали для своих хозяйственных нужд гайки и болты, которые держали всю конструкцию. Это напоминает известный рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник». А Синий мост знаменит тем, что является самым широким в городе. Его ширина составляет 97,3 метра.

Большинство малых мостов Петербурга имеют однотипные конструкции в виде арочных перекрытий на устоях. Но в 1820-х годах было построено сразу шесть цепных мостов, из которых сохранились только три пешеходных: Почтамтский (через Мойку), Банковский и Львиный (через канал Грибоедова). Первоначально еще и Пантелеймоновский и Египетский мосты тоже были цепными, проезжими. Первый реконструировали ввиду непрочности его конструкции. А второй рухнул сам в январе 1905 г., когда по нему проходили солдаты Конногвардейского полка. Причинами происшествия были и резонансные вибрации, вызванные ритмичным движением военных, и дефекты конструкций, простоявших много лет без ремонта. Но в народе сразу же появилась легенда о некоей даме, Марии Ильиничне Ратнер, жившей неподалеку. Якобы она увидела в окно строй гвардейцев, марширующих по мосту, и воскликнула: «Чтоб вы провалились!». И в тот же момент мост рухнул со всеми, кто на нем находился.

Это только малая часть дошедших до нас легенд о петербургских мостах. Их множество. Рассказы о том, что одна из заклепок моста Петра Великого (Большеохтинского) изготовлена из чистого золота или о том, что студенты Государственного морского технического университета («Корабелки») опаздывают на лекции, потому что неразводной Старо-Калинкин мост развели, никогда не перестанут интриговать петербуржцев. И количество этих легенд будет постоянно увеличиваться, ведь город продолжает жить и строиться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *